Борьба с расхитителями грузов на железнодорожном транспорте в годы войны- информационно- справочный сайт «Память Народа«
Приказ НКПС, НКВД и начальника тыла Красной Армии № с- 273/цз НКПС/093.
Содержание: о мерах охраны и борьба с расхитителями грузов на железнодорожном транспорте. 21 апреля 1944 года.
Меры по охране и борьбе с расхитителями грузов, указанные приказами НКО №№ 0164, 0169-1942 г., № 0374-1943 г., НКО и НКПС № 410-367/- 1942 г. и № 86/Ц 1943 г., НКВД и НКПС № 134/137/ЦЗ-1942 г., отдельными службами и работниками НКПС, линейных органов военных сообщений Красной Армии и отдельными командирами подразделений войск НКВД выполняются неудовлетворительно.
Хищения, утраты и порчи грузов на железных дорогах еще велики, чем государству наносится огромный ущерб. Только по одному складу Западного фронта за последние два месяца составлено 298 коммерческих актов на недостачу:
14 тонн мясных и 6 тонн рыбных консервов, 7 тонн сала, 2,5 тонны масла, 2,6 тонны сахару, 11,3 тонны муки, 3,4 тонны крупы. Органы и лица, на которых законом возложена сохранность грузов не прониклись сознанием ответственности за целость перевозимой железными дорогами социалистической собственности.
Отправители и получатели самоустраняются от обеспечения охраны грузов в пути следования, не выделяют персонально ответственных лиц за правильность погрузки- выгрузки грузов.
Контроль за соблюдением установленных правил приема, хранения и перевозки грузов, а также за прохождением коммерческих документов на железных дорогах в должной мере не осуществляется. Во многих случаях недопустимо небрежно: принимаются и сдаются товарные поезда, вследствие чего в составе поездов часто встречаются вагоны без пломб или с неисправными пломбами, с явными следами хищения. Срыв пломб с груженых вагонов перестал быть чрезвычайным происшествием.
Двери вагонов с ценными грузами не заклиниваются. Во время производства маневровых работ груженые вагоны не охраняются. Вагоны с продовольственными грузами часто формируются с вагонами, в которых следует людское пополнение. Между грузовыми поездами длительное время простаивают людские составы. Брошенные на полевых станциях товарные составы не охраняются. Хлебофуражные грузы на открытом подвижном составе часто перевозятся без укрытия и проводников.
Отсутствует решительная борьба с лицами, проникающими без пропусков и специальных разрешений на пути парков груженых вагонов, места погрузки и выгрузки. Ослабла борьба с лицами, незаконно проезжающими в товарных поездах. Начальники эшелонов и командиры следующих в эшелонах воинских частей покрывают часто военнослужащих эшелонов, участвующих в хищениях, не допускают изъятия у них похищенных грузов.
Военные коменданты станций не принимают мер к предотвращению хищений. Такое положение с охраной и сохранением на железных дорогах народного достояния, подрывающее материальную основу и оборонную мощь Советского Союза, в дальнейшем терпимым быть не может.
Виновные в этом лица должны немедленно передаваться военной прокуратуре для привлечения к ответственности по законам военного времени.
В целях усиления борьбы с расхитителями продовольствия и всего вообще военного имущества на железнодорожном транспорте и обеспечения надежной охраны грузов приказываем:
Борьба с расхитителями грузов: по тылу Красной Армии
1. Командирам войсковых соединений и частей не отправлять воинских эшелонов и команд без установленного путевого
и выгрузочного запаса продовольствия и фуража. Материалы на должностных лиц, не выполняющих этого требования, немедленно передавать военным прокурорам для привлечения виновных к судебной ответственности.
2. При передвижении воинских эшелонов по железным дорогам и водным путям считать единственно ответственными за поведение и действия военнослужащих из состава эшелонов начальников эшелонов и командиров войсковых частей (команд) следующих в эшелонах.
3. Начальниками эшелонов и команд назначать волевых и требовательных офицеров, способных вести решительную борьбу с нарушителями воинской дисциплины и расхитителями грузов.
4. На остановках воинских эшелонов и команд начальникам последних по указанию военных комендантов станций, а при их отсутствии своим распоряжением:
а) в пунктах, где нет гарнизонов войск НКВД, немедленно выставлять временную охрану к грузовым составам с продовольствием и другими народнохозяйственными грузами из лучших красноармейцев во главе с офицером;
б) в период длительной стоянки эшелонов (команд) высылать патрули для поддержания порядка на станциях.
5. Дежурным помощникам военных комендантов на станциях железных дорог встречать каждый воинский эшелон и лично следить за принятием мер по охране и поддержанию порядка во время стоянки эшелонов.
6. Начальникам эшелонов (команд) и командирам войсковых частей, следующих в эшелонах, беспрепятственно допускать в случае необходимости, работников железнодорожной милиции, войск НКВД и военных комендантов станций для производства обысков в эшелонах и изъятия похищенных грузов.
7. Начальникам эшелонов и команд заблаговременно подавать военным комендантам станций заявки на получение сухого пайка на путь следования их эшелонов и команд, а также для приготовления военно- продовольственными пунктами горячей пищи.
Начальникам военно- продовольственных пунктов на железных дорогах организовать питание военнослужащих проходящих воинских эшелонов и команд так, чтобы стоянка их на сортировочных и распорядительных станциях не превышала двух часов.
8. Начальникам передвижения войск на железных дорогах и военным комендантам станций:
а) совместно с начальниками гарнизонов войск НКВД по охране грузов принимать особые меры к охране грузов при
стоянке эшелонов путем высылки усиленных нарядов патрулей дополнительно к нарядам, несущим охрану парков груженых вагонов;
б) принимать самые строгие меры взыскания к начальникам эшелонов, допустившим хищение грузов военнослужащими их эшелонов, вплоть до отстранения их от обязанностей начальников эшелонов и передачи военным прокурорам.
10. Начальникам передвижения войск обо всех хищений военных грузов немедленно докладывать начальнику Центрального управления военных сообщений Красной Армии ках о чрезвычайном происшествии, с подробным описанием принятых мер и одновременно сообщать об этом начальнику дороги.
11. Военным комендантам железнодорожных узлов и станций:
а) запретить сдачу задержанных расхитителей грузов начальникам эшелонов. Задержанных расхитителей передавать органам железнодорожной милиции под расписку для привлечения к уголовной ответственности;
б) при авариях (налетах авиации) транспортов с продовольствием и другими грузами немедленно доносить по команде и организовывать совместно с войсками и милицией НКВД усиленную охрану грузов;
в) предоставлять достаточное время гарнизонам войск НКВД для приемки грузов под охрану и своевременно информировать их об особо важных грузах, требующих усиленной охраны.
12. Полкам и отдельным дивизионам ПВО железнодорожных эшелонов, подчиненных ЦУПВОСО Красной Армии, помимо противовоздушной обороны воинских транспортов и эшелонов, вменить в обязанность охрану грузов, не охраняемых войсками НКВД в пути следования и на стоянках.
Борьба с расхитителями грузов: по Народному Комиссариату Путей Сообщения:
- Начальникам дорог в месячный срок проверить состояние сохранности грузов, обратив особое внимание на ликвидацию разгильдяйства и безответственности в коммерческой работе.
- Начальникам станций, служб и отделений движения установить постоянный контроль и наблюдение за работой составительских и маневровых бригад, особенно при выводе груженых вагонов на вытяжки, подъездные пути и в тупики.
- Начальникам станций улучшить осмотр вагонов, груженные продовольственными и другими ценными грузами, на станциях погрузки. Строго наказывать работников транспорта, допускающих погрузку ценных грузов в неисправные вагоны. Разъединение документов от грузов, засылки грузов не по назначению и за другие нарушения в коммерческой работе не оставлять без тщательного расследования ни одного факта коммерческого брака, связанного с утратой грузов. Должностных лиц, подписывающих фиктивные коммерческие акты на утрату грузов, предавать суду.
- Ввести жесткий и систематический контроль за правильностью определения веса грузов, принимаемых железной дорогой непосредственно от отправителей, так и за их пломбами.
- Начальникам дорог установить строгий контроль за обязательным заклиниванием деревянным клином верхней части, дверей крытых товарных вагонов с продовольственными и ценными грузами. Отсутствие указанных клиньев на вагонах с продовольственными и ценными грузами считать коммерческим браком.
- Начальникам железнодорожных станций во всех случаях срыва пломб с груженых вагонов немедленно доносить по команде как о чрезвычайном происшествии, информируя об этом органы железнодорожной милиции НКВД.
- Начальникам станций, где нет охраны войск НКВД, самостоятельно организовывать охрану брошенных составов и других вагонов с грузами, руководствуясь специальной инструкцией.
- Начальникам отделений служб движения и начальникам станций при авариях транспортов с грузами и в случаях вынужденной отцепки отдельных вагонов от транспортов немедленно принимать меры к исправлению или перегрузке вагонов и организовать охрану их.
- Начальникам дорог при докладах о работе за сутки отделений движения требовать от начальников отделений докладов о состоянии сохранности грузов на станциях.
Борьба с расхитителями грузов: по войскам и железнодорожной милиции НКВД:
- Войскам НКВД по охране железных дорог строго выполнять приказ НКВД и НКПС № 184/137/ЦЗ от 13.4 1942 года по охране грузов на железных дорогах Союза ССР.
- Иметь непрерывную взаимоинформацию с линейными органами ВОСО о подходе и стоянке воинских эшелонов и обязательно усиливать охрану грузов.
- Войскам и органам железнодорожной милиции НКВД решительно пресекать незаконное хождение лиц по железнодорожным путям и проезд в товарных поездах.
- Организовать на железнодорожных станциях патрульную службу для охраны грузов при производстве маневровых работ подвижного состава с народнохозяйственными и военными грузами.
- Во всех случаях хищений грузов органам железнодорожной милиции производить немедленное расследование и выявление непосредственных виновников и лиц, которые своими действиями и бездействием создавали обстановку, способствующую хищению. Дела о хищениях грузов заканчивать в трехдневный срок и немедленно передавать военному прокурору.
Подписали: вице- генерал- директор путей сообщения 1 ранга Арутюнов Б., комиссар ГБ 2 ранга Круглов, генерал армии Хрулев А.
Источник: ЦАМО РФ, ф. 3398, оп. 0000001, д. 0119, л.л. 298- 301, pamyat-naroda.ru