Шестопалов Николай Федорович, Маршал инженерных войск СССР- Память Народа
Биография: родился Шестопалов Николай Федорович 19 декабря 1919 года в городе Москве, в многодетной семье рабочего- железнодорожника. В Красной Армии с 1937 года. В 1941 году окончил Военно- инженерную академию имени В.В. Куйбышева.
В боях Великой Отечественной войны Шестопалов Н.Ф. с июля 1941 года. Был главным инженером участка управления наземных сооружений на Южном фронте, помощник начальника отдела управления военно-полевого строительства на Брянском фронте, помощник начальника оперативного отдела штаба 6-й сапёрной армии, старший помощник начальника отдела 35-го управления оборонительного строительства на Воронежском фронте.
Будучи начальником инженерной службы 22-й гвардейской мехбригады проявил себя знающим, вдумчивым работником, спокойным и не теряющимся в самой тяжелой обстановке боя. Своим отношением к выбору и устройству командных и наблюдательных пунктов спас не один десяток жизни работников штаба и управления бригады.
За время продвижения наших частей своевременно организовывал переправы через водные рубежи, такие как на правый берег реки Днепр, у деревни Григоровка, а также на фастовском направлении. 10 ноября 1943 года, противник пошел в контратаку, где он инженерно- минной ротой организовал минирование дорог и танкопроходимых мест. 19.02.1944 года был награжден медалью «За боевые заслуги».
В житомирской операции гвардии капитан Шестопалов Николай Федорович работая в должности начальника инженерной службы 22-й гвардейской Краснознаменной Фастовской механизированной бригады показал себя смелым, находчивым, хорошо знающим свое дело. В боях за Раковичи организовал разведку минных полей противника, обеспечив беспрепятственный проход наших частей.
В боях за Млынице лично руководил группой минеров под непрерывным артиллерийско- минометным и пулеметным огнем, еще до подхода наших частей произвел разминирование минных полей противника, тем самым обеспечил успех наших войск. На всем протяжении Житомирской операции образцово действовала инженерная разведка, в чем неоспоримая заслуга капитана Шестопалова. 1 марта 1944 года награжден орденом «Красной Звезды».
Находясь в должности помощника начальника штаба инженерных войск 3-й гвардейской танковой армии, гвардии капитан. Выполняя ответственные задания по руководству саперными подразделениями при постройке мостов через водные преграды в период операции армии, проделал исключительно большую работу.
Действуя в составе передового отряда 9-го механизированного корпуса, под его руководством саперами построен мост через реки Нида и Мотковице под грузы 60 тонн, длиною 21 метр на реке Пилица, в районе Слабковице построен мост под грузы 60 тонн.
В сложных условиях оперативной обстановки, под артиллерийско- минометным огнем противника, руководил постройкой 60-тонного моста через реку Одер, в районе Одер- Хайзер, длиною 190 метров. Противник пытался овладеть переправой, Николай Федорович организовал оборону и в течении 12 часов участвовал в отражении 6 контратак противника, которые были отбиты.
Мост работал нормально и по нему пропускались части 1-го кавалерийского корпуса. В районе Альт- Ольс, несмотря на то, что первый мост через реку Бобер был разбит авиацией, энергично руководил постройкой второго моста. 21 апреля 1945 года награжден орденом «Отечественной войны» 2-й степени.
Помощник начальника штаба инженерных войск 3-й гвардейской танковой армии, 1-й Украинский фронт, гвардии капитан Шестопалов Н.Ф. работая в должности помощника начальника инженерных войск армии по разведке, в Берлинскую и Пражскую операциях армии организовал своевременную разведку препятствий и заграждений противника. При личном участии на реке Шпрее и канале Тельтов удачно были выбраны пункты наводки понтонных мостов.
Кроме того, находясь в оперативной группе начальника инженерных войск армии, выполнял отдельные боевые задания по выводу понтонных и инженерных батальонов в пункты переправ, регулировал переправой частей через реку Шпрее и канал Тельтов.
Обладая достаточным мужеством, пренебрегая опасностью, всегда, своевременно выполнял поставленные перед ним боевые задания, что в большей мере способствовало успешному решению задач инженерного обеспечения армии. 29 мая 1945 года награжден орденом «Отечественной войны» 1-й степени.
После войны в 1945- 1959 годах- заместитель командира, затем командир строительного батальона, заместитель командира и главный инженер аэродромно-строительного полка, главный инженер и начальник отдела капитального аэродромного строительства округа.
С 1959 года- начальник отдела в строительном управлении, с 1961 года- начальник строительного управления округа. С ноября 1963 года- заместитель командующего войсками Белорусского военного округа по строительству и расквартированию войск. С августа 1969 года- начальник Главного военно-строительного управления Министерства обороны СССР.
С апреля 1972 года- первый заместитель начальника строительства и расквартирования войск Министерства обороны СССР. С декабря 1978 года- заместитель Министра обороны СССР по строительству и расквартированию войск. Воинское звание маршал инженерных войск присвоено 6 мая 1981 года.
С 1988 года- военный инспектор-советник Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. С 1992 года- в отставке. Жил в Москве. Умер 6 ноября 2006 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.
Источник: ЦА МО РФ, ф. 33, оп. 690306, д. 3116, л. 233, istoriya-rossii.online