ВВС СССР во время Великой Отечественной войны

ВВС СССР во время Великой Отечественной войны на нашем сайте pamyat-naroda-ru.ru представлена подробная «Инструкция по взаимодействию авиации с наземными войсками» периода Великой Отечественной войны.

ВВС СССР во время Великой Отечественной войны: «ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ»

Взаимодействие авиации с наземными войсками заключается в распределении задач между ними по месту, времени и цели, а также в согласованных действиях их по разгрому противника на поле боя.

Успех взаимодействия авиации с наземными войсками достигается:

— единым пониманием общей задачи, выполняемой наземными войсками и авиацией;

— тщательной отработкой задачи каждым родом войск и согласованием по срокам, рубежам и объектам совместных действий по разгрому противника;

— базированием авиации, взаимодействующей с наземными войсками на поле боя, в непосредственной близости от них;

— установлением непрерывной и бесперебойной связи между авиационными и общевойсковыми командирами и их штабами;

— постоянной и своевременной взаимной информацией о всех изменениях обстановки и о предполагаемых действиях;

— знанием всеми войсками «Инструкции по применению сигналов опознавания и связи между наземными войсками и авиацией Красной Армии» и неуклонным применением её в любых условиях на всех этапах операции (боя).

Для осуществления взаимодействия авиации с наземными войсками на поле боя авиационные соединения могут поддерживать наземные войска или придаваться в их оперативное подчинение.

Поддержка наземных войск: авиационными соединениями является основным способом использования авиации, обеспечивающим её централизованное применение. Поддерживающие авиационные соединения действуют по плану воздушной армии, содействуя наземным войскам на поле боя отдельными вылетами по их вызову.

Командиры авиационных соединений, выделенных для поддержки наземных войск, высылают. на командные пункты наземных командиров своих представителей, обычно из состава руководящих офицеров авиационного штаба или своих заместителей. При выделении нескольких авиационных соединений для поддержки одной армии (корпуса) штаб воздушной армии выделяет своего авиационного представителя. Авиационные представители обязаны получить от своих командиров точные указания, в каких случаях и с каких аэродромов им предоставляется право самостоятельного вызова самолетов на поле боя.

Авиационные представители обязаны:

— следить за наземной и воздушной обстановкой и своевременно информировать своих командиров о всех изменениях в ней;

— помогать общевойсковым командирам в правильном использовании авиации;

— информировать наземных командиров о воздушной обстановке перед фронтом и в оперативной глубине противника, получая её от авиационных штабов;

— получать от наземных командиров задачи и передавать их авиационным командирам, а при необходимости вызывать по требованию общевойскового командира авиацию на поле боя непосредственно с аэродромов.

Для связи авиационных представителей с командирами авиационных соединений, аэродромами и самолетами в воздухе штабы воздушных армий выделяют необходимые радиосредства.

Выделение авиационных соединений (частей) в оперативное подчинение наземных войск производится лишь на отдельные этапы операции для усиления общевойсковых и подвижных соединений, действующих на направлении главного удара. Приданные авиационные соединения (части) ведут боевую работу по плану наземных войск.

Командиры авиационных соединений (частей), выделенных в оперативное подчинение наземных войск, управляют своими частями с командных пунктов наземных командиров (армий, корпусов). На командные пункты дивизий (бригад), входящих в состав данных армий (корпусов), высылаются офицеры связи авиации. При выделении нескольких авиационных соединений управление ими возлагается на заместителя командующего воздушной армией и осуществляется с командного пункта наземного командира.

Офицеры связи авиации должны:

— передавать авиационным командирам заявки наземных командиров на вызов авиации на поле боя;

— докладывать авиационным командирам о наземной и воздушной обстановке, а также о действиях своих самолётов на поле боя.

Офицеры связи авиации осуществляют передачу необходимых авиационному командованию сведений по радио и по проводной связи наземных войск.

В целях контроля за своевременным появлением самолётов над полем боя, вызванных с командного пункта наземного командира, штабы армий и корпусов организуют контрольно- пропускные пункты (КП). Назначение КПП заключается в передаче самолётам разрешения или запрещения действовать по указанным в вызове целям. Контрольно- пропускной пункт организуется средствами штаба общевойскового соединения и располагается на удалении 8-10 км от командного пункта, в районе хорошо видимого с воздуха ориентира. Для работы на КПП выделяются офицер оперативного отдела общевойскового соединения и авиационный офицер. Они должны иметь надёжную связь с командным пунктом и необходимые сигнальные средства (ракеты, дымовые шашки, полотнища) для связи с самолётами.

С целью учёта качества совместных действий авиации и наземных войск штабы ежедневно подводят итоги за день и вносят уточнения в организацию взаимодействия на предстоящий день боевой работы.

В интересах наземного командования боевая авиация ведёт разведку по заданию штаба фронта. Для этой цели, кроме ведения разведки специально выделенными самолётами, используется каждый вылет боевой авиации. Важные сведения о. противнике, добытые в полёте, самолёты передают по радио открытым текстом. Приём донесений от самолётов производят одновременно радиостанции общевойсковых и авиационных штабов. Радиосвязь самолётов разведки, приём и доставка радиодонесений организуются начальником связи фронта.

ВВС СССР во время Великой Отечественной войны: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ АВИАЦИИ С НАЗЕМНЫМИ ВОЙСКАМИ В НАСТУПАТЕЛЬНОЙ ОПЕРАЦИИ.

Подготовка операции.

Управление авиацией в наступательной операции до атаки переднего края обороны противника и в период его преследования должно быть централизовано в руках командующего воздушной армией. В период борьбы за передний край обороны противника и в её тактической глубине управление авиацией может быть частично децентрализованным.

Организация взаимодействия авиации с наземными войсками начинается с момента планирования операции штабом фронта, с последующим уточнением всех вопросов взаимодействия командирами соединений и частей на местности, Старший общевойсковой командир при планировании операции должен предусматривать выделение не менее двух суток времени для увязки взаимодействия непосредственно на местности командирами всех степеней. Авиационные представители высылаются в наземные войска поддерживающими их авиационными соединениями одновременно с началом планирования операции.

Командующий фронтом организует взаимодействие авиации с наземными войсками через свой штаб и командующего воздушной армией. Для этого он должен:

— определить задачи и напряжение авиации по этапам операции, а также состав авиации, придаваемой и поддерживающей общевойсковые и подвижные соединения;

— установить последовательность выполнения задач авиацией при прорыве оборонительной полосы противника;

— казать важнейшие направления ведения воздушной разведки и участки оборонительной полосы противника, подлежащие  аэрофотосъёмке;

— организовать взаимодействие авиации с частями, отрядами и соединениями, действующими в отрыве от своих войск;

— дать указания войскам об оказании помощи авиации в подыскании и оборудовании площадок (аэродромов) в ходе наступления, а также о выделении средств для их противовоздушной обороны.

Штаб фронта совместно со штабом воздушной армии в соответствии с -решением командующего:

— организует работу штабов родов войск по взаимодействию авиации с наземными войсками по этапам операции;

— устанавливает участки пролёта самолётами линии фронта в период авиационной подготовки;

— разрабатывает таблицу радиосигналов, дополнительные сигналы связи между наземными войсками и авиацией, а также порядок целеуказания с земли и с воздуха и доводит их до войск;

— Устанавливает порядок  взаимодействия истребительной авиации со средствами наземной противовоздушной обороны по прикрытию наземных войск, особенно подвижных соединений, в районах сосредоточения, выжидательных и исходных районах, а также в период их ввода в прорыв и действий в оперативной глубине обороны противника;

— разрабатывает план воздушной разведки и аэрофотосъёмки силами разведывательной и боевой авиации.

Командующий воздушной армией:

— выделяет на основании решения командующего фронтом авиационные соединения (части) в оперативное подчинение наземных войск, а также для их поддержки в различные этапы операции;

— даёт указания своему штабу по организации сети оповещения, наведения и наземного целеуказания истребительной авиации;

— определяет базирование авиации на все этапы операции и дабт указания о развитии аэродромной сети в ходе наступления.

Штаб воздушной армии, помимо вопросов взаимодействия, отрабатываемых совместно со штабом фронта:

— разрабатывает план боевого использования авиации, в котором указывает распределение сил в зависимости от задач, места и времени, степень напряжения авиационных соединений (частей), базирование авиации по этапам операции, а также необходимые расчёты;

— организует воздушную разведку боевой авиацией по плану штаба фронта;

— дает указания авиационным соединениям по выезду командиров частей, подразделений и ведущих групп в наземные войска для увязки с ними вопросов взаимодействия непосредственно на местности;

— выделяет, по указанию штаба фронта, истребителей для прикрытия разведывательной и артиллерийской авиации;

— дает указания авиационным соединениям, поддерживающим назёмные войска, о высылке авиационных представителей;

— выделяет радиосредства в наземные соединения, действующие на направлении главного удара, для авиационных представителей.

Командующие армиями и командиры корпусов, которым придана авиация или поддерживает их, кроме постановки задач авиации, обязаны:

— указать на местности исходное положение для наступления, рубеж атаки пехоты, направления и объекты действий пехоты и танков, а также задачи, выполняемые артиллерией;

— уточнить порядок и способы связи между авиацией и наземными войсками по этапам боя и рубежам;

— установить участки пролёта линии фронта взаимодействующей авиацией и наметить мероприятия по обеспечению пролёта её через фронт:

— выделить артиллерийские средства для борьбы с зенитной артиллерией противника.

Штабы армий и корпусов на основании поставленных авиации задач:

— разрабатывают с участием представителей от авиационных штабов плановую таблицу боя;

— организуют контрольно- пропускные пункты и устанавливают совместно с авиационными представителями сигналы, подаваемые на них с земли и самолётов;

— Устанавливают связь с авиационными штабами и аэродромами, а также уточняют порядок вызова авиации на поле боя и наведения самолётов на цели наземными войсками.

Подвижные соединения (МК, ТК, КК) совместно с авиационными командирами и их штабами, кроме мероприятий, указанных в ст. 20 и 21, устанавливают:

— порядок прикрытия истребителями и сопровождения (поддержки) штурмовиками и бомбардировщиками подвижных войск при вводе в прорыв и действии их в глубине обороны противника;

— способы наведения танков на объекты их атаки;

— последовательность борьбы поддерживающей авиации с подходящими резервами противника;

— мероприятия по оказанию подвижными войсками помощи авиационным соединениям в подыскании и оборудовании посадочных площадок (аэродромов) в оперативной глубине обороны противника. Авиационные штабы частей и соединений взаимодействующих с наземными войсками, должны:

— обеспечить лётный состав картами крупного масштаба (1:200 000, 1:100000), а в отдельных случаях и фотосхемами;

—  проверить знание лётным составом района предстоящих боевых действий, точного расположения своих войск и противника на участках их боевой работы, а также знание сигналов опознавания и связи с наземными войсками и места расположения контрольно- пропускных пунктов;

— организовать выезд командиров эскадрилий и штурманов в наземные войска с целью увязки вопросов взаимодействия с ними; уточнения на местности переднего края обороны противника, исходного положения для наступления и рубежа атаки, а также характерных ориентиров в глубине расположения противника;

-организовать облёт района предстоящих действий экипажами или ведущими групп;

— произвести проигрыш полёта, особенно на период массированного удара по переднему краю обороны противника перед атакой пехоты и танков.

Штабы всех наземных и авиационных соединений, кроме боевого приказа, должны заблаговременно высылать в подчиненные им штабы выписки из плановой таблицы боя, таблицы радиосигналов, дополнительные сигналы связи и все необходимые данные по взаимодействию с авиацией. Особой заботой всех командиров наземных войск и их штабов должна быть самая тщательная проверка наличия в подразделениях опознавательных и сигнальных средств (ракеты, дымовые шашки, полотнища, фонари, факелы ит. д.), а также подготовленных команд для подачи сигналов.

В целях более полной отработки вопросов взаимодействия наземных войск с авиацией штабы фронтов (армий) при заблаговременной подготовке операции организуют совместные занятия командного состава наземных войск и авиации. На этих занятиях изучаются наиболее сложные периоды предстоящей операции с детальной отработкой документов взаимодействия (плановая таблица боя, схема связи, сигналы взаимодействия, вызов авиации на поле боя, перенацеливание её в ходе боя и т. д.).

ВВС СССР во время Великой Отечественной войны: «Прорыв обороны противника».

В период артиллерийской подготовки на авиацию возлагается подавление или уничтожение целей, находящихся вне досягаемости действительного огня артиллерии или не наблюдаемых с земли.

Цели, которые могут быть надёжно подавлены или уничтожены артиллерийским огнём, для авиации не назначаются, за исключением случаев прорыва сильно укреплённой обороны противника, а также массированного удара авиации по переднему краю перед атакой пехоты.

В период артиллерийской подготовки самолёты проходят линию фронта на высотах и участках, определённых плановой таблицей боя. О времени пролёта самолётами линии фронта на высоте ниже 1000 м сообщается артиллерийским начальникам по радио не позже как за 10 минут до подхода к линии фронта. В зависимости от высоты полёта самолётов огонь артиллерии или прекращается, или ведётся на дистанции, при которой траектория снарядов проходит на 60- 100 м ниже полёта самолётов.

Непосредственно перед началом атаки пехоты и танков производится массированный удар авиации по переднему краю обороны. Этот удар усиливающий огонь артиллерии, должен быть коротким по времени и производиться с высот, гарантирующих самолёты от поражения осколками и от прямых попаданий в них своих артиллерийских снарядов (не ниже 500 м). В период массированного удара авиации артиллерия ведёт огонь по переднему краю и подавляет зенитные средства противника специально выделенными для этого артиллерийскими дивизионами.

Во избежание удара авиации по своим войскам лётный состав, участвующий в атаке, и особенно ведущие групп должны быть хорошо подготовлены по картам крупного масштаба и фотосхемам в определении переднего края обороны противника, а пехота должна находиться не ближе 200- 250 м от переднего края и обозначать себя хорошо видимыми с воздуха сигналами (ракетами, дымами, трассирующими пулями, полотнищами и т. д.). 

В период борьбы пехоты и танков за овладение передним краем обороны противника авиация на протяжении двух-трех часов должна непрерывно находиться над полем боя с целью воспретить удары авиации противника по наступающим войскам и своими атаками по танкам, артиллерии, миномётам и живой силе противника обеспечить продвижение своей пехоты и танков. Непрерывность пребывания самолётов над полем боя достигается освобождением части приданной и поддерживающей авиации от участия в массированном ударе по переднему краю обороны противника. Во избежание разрыва между появлением самолётов сопровождения над полем боя и началом атаки пехоты и танков необходимо, чтобы штурмовая авиация, участвующая в’ массированном ударе по переднему краю противника, оставалась над полем боя и пулеметно-пушечным огнём поддерживала атаку пехоты и танков до подхода самолётов сопровождения.

ВВС СССР во время Великой Отечественной войны: «Борьба в глубине обороны противника».

Сопровождение приданной и поддерживающей авиацией пехоты и танков в глубине расположения противника достигается:

— непрерывным пребыванием в воздухе небольших групп самолётов, которые по своей инициативе или по указанию наземных войск атакуют объекты, мешающие продвижению пехоты и поддерживающих её танков;

— вызовом самолётов с передовых аэродромов на поле боя с командных пунктов командиров наземных войск.

Вызов самолётов на поле боя с командных- пунктов наземных войск является основным способом управления авиацией при поддержке наземных войск. Для своевременного появления самолётов над полем боя по вызову необходимо иметь:

— базирование штурмовой и истребительной авиации в непосредственной близости от наземных войск (15- 40 км);

— постоянную готовность самолётов к вылету на аэродромах;

— надёжную связь авиационных представителей на командных пунктах наземных войск с аэродромами или штабами авиационных соединений (частей).

Время вылета каждой группы самолётов на поле боя немедленно сообщается авиационному представителю с аэродрома, а вылетевшие самолёты устанавливают радиосвязь с ним до подхода к линии фронта.

Наземные войска при появлении своих самолётов над полем боя подают опознавательные сигналы и стрельбой трассирующими снарядами или ракетами наводят самолёты на цели, мешающие продвижению.

Артиллерия групп дальнего действия подавляет зенитную артиллерию противника в момент появления авиации над полем боя. Для этой цели планом артиллерийского наступления предусматривается выделение специальных дивизионов дальнобойной артиллерии, огонь которых корректируется артиллерийскими самолетами.

Особое значение при взаимодействии авиации с наземными войсками в ходе боя имеет знание лётным составом положения своих войск. С этой целью штабы авиационных соединений (частей) сообщают лётному составу данные о положении наземных войск. полученные от штаба общевойскового соединения и путём опроса возвратившихся из полёта экипажей.

Авиационные соединения, предназначенные для поддержки войск второго эшелона при выполнении ими боевых задач в интересах первого эшелона, все данные, полученные экипажами в полёте о положении своих войск и войск противника, передают также и в штабы соединений второго эшелона. С началом ввода в бой соединений второго эшелона поддерживающая их авиация действует по, вызовам с командных пунктов наземных войск.

В период преследования противника авиация объединяется командующим воздушной армией и действует главным образом по отходящим войскам и подходящим резервам противника, не допуская организации ими обороны на промежуточных рубежах. Непосредственное содействие общевойсковым соединениям строится на принципе поддержки и осуществляется вызовом авиации на поле боя авиационными, представителями.

ВВС СССР во время Великой Отечественной войны: «Особенности взаимодействия при вводе в прорыв подвижных соединений и развитии ими успеха»

Ввод в прорыв и развитие успеха подвижными соединениями обеспечиваются всей фронтовой авиацией, при этом:

— приданная авиация осуществляет непосредственное сопровождение подвижных войск, уничтожая и подавляя на поле боя цели, мешающие продвижению танков (конницы);

— поддерживающая авиация (фронтовая) ведёт борьбу с подходящими резервами в интересах действий подвижных войск. Прикрытие в период ввода в прорыв подвижных соединений производится обычно фронтовой авиацией методом непрерывного патрулирования истребителей над боевыми порядками подвижных войск и наличием самолётов на аэродромах в готовности к немедленному вылету.

Для сохранения максимального темпа движения подвижных войск через тактическую глубину обороны противника необходимо постоянное пребывание в воздухе небольших групп штурмовиков (по 6- 8 самолётов). Эти группы, находясь впереди боевых порядков подвижных войск, отыскивают и подавляют противотанковые средства противника, в первую очередь его противотанковую артиллерию.

С целью срыва организации противником обороны на промежуточных рубежах, необходимо ведение непрерывной воздушной разведки в интересах подвижных соединений. Атаке подвижных соединений по выявленным узлам обороны должны предшествовать удары поддерживающей их авиации.

Основным средством взаимного наведения на цели на поле боя является радио с передачей открытым текстом. В качестве дополнительных средств взаимного наведения используются: ракеты, подаваемые с земли и с самолетов; провешивание дымовыми завесами направления движения танков; сбрасывание дымовых авиабомб и вымпелов, а также пулемётно- пушечный обстрел целей с пикирования.

Во избежание отрыва приданной и поддерживающей авиации от подвижных войск в ходе операции аэродромно-строительные батальоны, выделенные воздушной армией, должны следовать со вторыми эшелонами этих войск и подготавливать в намеченных районах посадочные площадки, а также ремонтировать оставленные противником аэродромы.

ВВС СССР во время Великой Отечественной войны: «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ АВИАЦИИ С НАЗЕМНЫМИ ВОЙСКАМИ В ОБОРОНИТЕЛЬНОЙ ОПЕРАЦИИ»

Взаимодействиё авиации с наземными войсками в оборонительной операции требует массированного применения авиации на любом участке обороняющихся войск. Это достигается:

— централизованным управлением авиацией командующим воздушной армией;

— тщательной организацией воздушной разведки, обеспечивающей командованию фронта определение группировки войск противника и направления его главного удара до подхода к главной полосе обороны;

— разработкой общих для всего фронта сигналов по опознаванию, связи и целеуказанию, а также знанием их всеми войсками;

— выделением штабом воздушной армии авиационных представителей в общевойсковые соединения первого эшелона, обороняющиеся на вероятных направлениях главного удара противника.

Командующий фронтом при постановке задач на оборону по вопросам взаимодействия наземных войск с авиацией указывает:

— вероятные направления главного удара противника и наших контрударов при борьбе за главную, вторую и тыловую полосы обороны;

— ориентировочные задачи артиллерии и авиации на период. контрподготовки, а также порядок поддержки атаки танков в случае нанесения ими контрудара перед передним краем главной полосы обороны;

— основные мероприятия, обеспечивающие взаимодействие авиации с наземными войсками в период борьбы за главную полосу обороны и боя в глубине;

— состав авиации, поддерживающей соединения второго эшелона, танкового и противотанкового резервов в период их контрудара;

— важнейшие направления и глубину ведения воздушной разведки.

Штаб фронта совместно со штабами родов войск и штабом воздушной армии разрабатывает:

— план воздушной и наземной разведки с указанием порядка передачи важных донесений воздушной разведки в штабы общевойсковых соединений;

— план взаимодействия наземных войск первого и второго эшелонов с авиацией в период боя за главную полосу обороны по основным вариантам плана обороны, а также на случай отхода на промежуточные или тыловые рубежи;

— радиосигналы взаимодействия и дополнительные сигналы связи на поле боя, для контрольно- пропускных пунктов и для взаимного наведения на цели.

Штаб воздушной армии:

— организует воздушную  разведку боевой авиации по плану штаба фронта;

— разрабатывает план боевого использования авиации, в котором указываются ориентировочные задачи и распределение сил по этапам операции;

— уточняет на основе отправных данных штаба фронта взаимодействие авиации с наземными войсками по основным вариантам плана обороны непосредственно со штабами наземных армий;

— выделяет авиационных представителей на вероятные направления действий авиации в период борьбы за главную полюсу обороны;

— организует выезд командиров авиационных соединений (частей) и штурманов в обороняющиеся наземные войска на вероятных направлениях действий авиации с целью увязки взаимодействия на местности.

Воздушная разведка, в том числе и боевой авиацией, должна своевременно вскрыть подход главных сил противника к полосе обороны и районы их сосредоточения. Важные сведения, добытые в полёте, немедленно передаются экипажами по радио и принимаются штабом фронта, штабом воздушной армии и общевойсковыми соединениями.

На основании разведывательных данных:

— командующий фронтом уточняет задачи авиации на период боя в полосе обеспечения при проведении контрподготовки и направления действий авиации в период борьбы за главную полосу обороны;

— командующий и штаб воздушной армии, согласно указаниям командующего фронтом, уточняют план боевого использования авиации.

С началом наступления противника или при явно установленной подготовке к нему в армии (корпуса), действующие на направлении главного удара противника, высылаются авиационные представители штаба воздушной армии, детально ознакомленные с планом использования авиации на данном направлении. В случае если на этих направлениях планом фронта предусмотрена контравиационная подготовка, авиационные представители вместе со штабами армий (корпусов) и командующими артиллерией разрабатывают план контрподготовки (авиационной и артиллерийской). Авиационные представители производят вызов самолётов на поле боя лишь в том случае, если на это даны указания командующим воздушной армией в ходе боя.

При подходе противника к главной полосе обороны согласованность действий артиллерии и авиации достигается взаимным обеспечением их боевой работы, для чего:

— артиллерия своим огнем наводит самолёты на цели и подавляет зенитную артиллерию противника;

— самолёты сигналами связи или по радио передают на командные пункты артиллерийских начальников важные цели, наблюдаемые с воздуха, особенно в районах, укрытых от наземного наблюдения. О вылетах самолётов на боевое задание в зоне действительного огня артиллерии сообщается — командующему артиллерией армии (корпуса) по радио или по проводным средствам связи до вылета самолётов с аэродромов.

Совместная контравиационная и контрартиллерийская подготовка заключается в массированном и одновременном ударе артиллерии и авиации по наиболее важной группировке противника с целью разгрома техники и живой силы противника. Распределение целей между авиацией и артиллерией должно производиться с учетом эффективности их действий и условий наблюдения с земли и с воздуха.

Перед вводом в бой вторых эшелонов, танковых и противотанковых резервов основная масса авиации, прикрывая их с воздуха, наносит массированные удары по вклинившейся группировке противника; выделенные же для непосредственной поддержки контратакующих войск авиационные соединения (части) находятся в готовности к немедленному вылету на поле боя по вызову авиационными представителями с командных пунктов наземных командиров.

Зенитная артиллерия в течение всей оборонительной операции должна оказывать помощь авиации путём наведения наших истребителей на самолёты противника в воздухе (разрывами снарядов) и совместных действий по уничтожению их, а также путём отсечения истребителей противника от наших самолётов.

В период выхода из боя наземных войск максимальные усилия авиации должны быть направлены на поддержку частей, прикрывающих выход из боя главных сил. В связи с непрерывным изменением наземной обстановки и возможными перебоями в управлении Войсками решающее значение во взаимодействии приобретают надежное взаимное опознавание и целеуказание на поле боя.

Для поддержки боя арьергардов армейского значения командующий воздушной армией выделяет отдельные авиационные части и соединения, вызов которых на поле. боя производится авиационными представителями с командных пунктов командиров арьергардов.

Особой заботой штаба воздушной: армии должно быть систематическое наблюдение за положением своих отходящих войск, для чего используется вся боевая авиация, независимо от выполняемых ею задач. Радиодонесения экипажей самолётов, находящихся в воздухе, о положении наземных войск принимаются авиационными и общевойсковыми штабами.

ВВС СССР во время Великой Отечественной войны: «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ АВИАЦИИ С НАЗЕМНЫМИ ВОЙСКАМИ НОЧЬЮ»

Тесное взаимодействие авиации с наземными войсками при действиях ночью достигается:

— высылкой авиационных представителей или офицеров связи авиации от авиационных частей и соединений на командные пункты командиров стрелковых дивизий (полков), на участке которых намечены действия ночной авиации;

— установлением прямой связи средствами наземных войск между командными пунктами командиров стрелковых дивизий (полков) и аэродромами поддерживающей ночной авиации;

— работой ночной авиации с аэродромов (площадок) подскока, расположенных в непосредственной близости от линии фронта (12- 15 км);

— организацией наземными войсками постов наведения самолётов на цели при помощи ракет, прожекторов, световых стрел, а также выделением орудий и пулемётов для стрельбы трассирующими снарядами и пулями.

Боевые задачи ночной авиации определяются командующим воздушной армией на основе указаний командующего фронтом и уточняются непосредственно на местности командирами общевойсковых соединений, в полосе которых действует ночная авиация. Постановка задач авиационным частям на ночь, а также указания общевойсковым соединениям о характере выполняемых авиацией ночью задач в полосе их действий должны производиться за 3- 4 часа до наступления темноты.

Командир авиационного соединения (части) после получения задачи на ночь обязан Лично прибыть до наступления темноты к командиру общевойскового соединения для уточнения задачи на местности, обозначения войсками линии фронта, взаимного целеуказания и сигналов связи, а также средств, выделяемых наземными войсками для подавления зенитной артиллерии и прожекторов противника. Авиационные представители или офицеры связи авиации прибывают на командные пункты общевойсковых соединений одновременно со своими командирами или заблаговременно присутствуют при уточнении задач авиации на местности и принимают участие в разработке плана наземного обеспечения действий авиации. С началом боевых действий ночью авиационные представители (офицеры связи) выполняют работу в соответствии со ст. 6 и 10 «Инструкции».

Штаб общевойскового соединения, получив указания о работе ночной авиации на их участке, не ожидая прибытия командира авиационной части (соединения) или его представителя, принимает меры по подготовке средств обозначения линии фронта (ракеты, фонари, костры и т. д.) и организует посты наведения самолётов на цели.

План наземного обеспечения боевых действий авиации разрабатывается штабом. общевойскового соединения совместно с представителями от авиации и артиллерии.

В плане должно быть указано:

— применяемые средства и сигналы для обозначения линии фронта и взаимного целеуказания;

— места расположения на местности постов наведения самолётов на цели, а также распределение между ними намеченных к подавлению авиацией целей;

— выделяемая артиллерия для борьбы с зенитной артиллерией и прожекторами противника;

— организация связи командного пункта с постами наведения самолётов на цели и с аэродромами (посадочными площадками).

В ходе боевой работы ночной авиации о вылетах самолётов немедленно сообщается на командный пункт общевойскового командира, с которого даются указания постам наведения в показе им нужных целей. Посты наведения,

помимо показа самолётам целей, докладывают о результатах их работы на командный пункт.

ВВС СССР во время Великой Отечественной войны: «СЛУЖБА СВЯЗИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

Связь с авиацией осуществляется:

— с самолётами в воздухе: по радио, ракетами и дымами, а при отсутствии их- сигнальными полотнищами;

— со штабами и аэродромами авиационных соединений: по радио и проводной связи, самолётами связи, а также личным присутствием на командных пунктах наземных войск командиров авиационных соединений (частей) или авиационных представителей.

При разработке взаимодействия наземных войск с авиацией начальник штаба фронта (армии) указывает начальнику связи:

— задачи по организации связи  взаимодействия авиации с наземными войсками по этапам операции;

— расположение штабов наземных соединений (армия, корпус) и воздушной армии, а также ось их перемещения в ходе операции;

— с кем, какая и к какому времени должна быть обеспечена связь;

— какие особые требования предъявляются к связи взаимодействия на отдельных этапах операции.

Начальник связи фронта совместно с начальником связи воздушной армии на основе полученных от начальника штаба указаний разрабатывает план организации связи на операцию, в котором предусматривает:

— связь общевойсковых штабов (армия, корпус) со штабами авиационных соединений и аэродромами;

— связь пехоты и других родов войск с авиацией в воздухе (радио, обозначение своего расположения при помощи ракет, дымов и полотнищ);

— связь всех штабов наземных соединений с воздушной разведкой;

— где и чьим распоряжением организуются контрольно-пропускные пункты;

— связь авиации с постами ВНОС;

— кто и какие средства выделяет для обеспечения связи взаимодействия.

В наступательной операции связь штаба наземного командира с авиацией организуется: со штабом авиационного соединения- по радио, телеграфная или телефонная (через штаб фронта), самолётами связи и подвижными средствами связи; с авиацией в воздухе- по радио и сигналами. Во всех случаях, когда позволяет обстановка

(близкое расположение наземных и авиационных штабов, наличие времени и средств связи), общевойсковым соединениям необходимо устанавливать прямую проводную связь со штабами приданных авиационных соединений.

Связь взаимодействия авиации с артиллерией организуется по радио, путем выделения радиостанций (приемников) на волне авиации на наблюдательные пункты командующих артиллерией армии, корпусов, дивизий и командиров артиллерийских групп (дивизионов). При вводе в прорыв подвижных соединений (ТК, МК, КК) в наступательной операции связь взаимодействия их с авиацией обеспечивается по радио и опознавательными сигналами.

Связь взаимодействия наземных войск с авиацией в оборонительной операции осуществляется в соответствии с приложением.

ВВС СССР во время Великой Отечественной войны

Связь с воздушной разведкой организуется распоряжением штаба фронта. Для получения радиодонесений от воздушной разведки штабы наземных соединений должны иметь приемники на волне воздушной разведки.

Связь пехоты и других родов войск с авиацией при помощи ракет, дымов, опознавательных и сигнальных полотнищ осуществляется в соответствии с «Инструкцией по применению сигналов опознавания и связи».

Источник: pamyat-naroda.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *