Инструкция по сопровождению эшелонов с маршевым пополнением

Инструкция по сопровождению эшелонов с маршевым пополнением- Память Народа

Приказ начальника тыла Красной Армии генерала армии А.В. Хрулева № 51, 11 марта 1944 года, город Москва

Содержание: с объявлением «Инструкции по сопровождению эшелонов с маршевым пополнением».

Инструкция по сопровождению эшелонов с маршевым пополнением

I. Организация воинского эшелона

  1. Маршевые роты, эскадроны, батареи и команды, отправляемые из запасных частей одним поездом, составляют воинский эшелон. Организация воинского эшелона (определение состава эшелона, назначение должностных лиц и материальное обеспечение возлагается на штаб военного округа или по поручению штаба округа на командира запасного соединения (отдельной части). При отправлении маршевых рот, батарей и команд из разных запасных частей имеющих общий пункт назначения, начальники штабов округов обязаны объединить эти роты в один общий эшелон (поезд) по пути следования внутри округа.
  1. Каждому эшелону распоряжением органов военных сообщений Красной Армии присваивается особый номер, сохраняемый за эшелоном на весь период следования его. к месту назначения.
  2. Номер эшелона должен быть известен всему личному составу эшелона.
  3. Должностные лица эшелона
  4. Для сопровождения маршевого пополнения назначаются:

а) начальник эшелона из лиц офицерского состава запасных полков;

б) заместитель начальника эшелона по политчасти из числа постоянного политсостава запасного полка;

в) командиры рот на каждую маршевую роту из числа офицеров постоянного состава;

г) помощники командиров рот по одному на каждую маршевую роту из числа офицеров переменного состава;

д) парторги рот по одному на каждую маршевую роту из числа переменного сержантского или рядового состава запасного полка;

е) медицинский фельдшер изо числа постоянного состава запасного полка;

ж) два санинструктора;

з) старшие по вагонам (по одному на вагон) из числа сержантского состава маршевых рот;

и) три истопника (в зимнее время) в каждый вагон на весь путь следования.

При составе эшелона в одну маршевую роту (команду) начальником эшелона является командир этой роты, а обязанности заместителя по политчасти выполняет парторг роты.

  1. Для несения внутренней службы в эшелоне назначаются:

а) дежурный по эшелону из числа командиров маршевых рот;

б) помощник дежурного по эшелону из числа помощников командиров маршевых рот;

в) дневальные (на три смены) в каждом из людских вагонов из числа. рядового состава маршевых рот. При составе эшелона в одну маршевую роту (команду) дежурными по эшелону назначаются сержанты.

Обязанности должностных лиц эшелона с маршевыми пополнениями

  1. Начальник эшелона до отправки эшелона подчиняется своему командиру части, а в пути следования по железным дорогам военным комендантам; Начальник эшелона является прямым начальником в отношении всего личного состава эшелона с маршевыми пополнениями и его приказания подлежат точному и беспрекословному исполнению.
  2. Получив приказ об отправке, начальник эшелона обязан:

а) установить количество входящих в эшелон маршевых рот (команд), их номера, состав и фамилии командиров рот.

б) выявить политико- моральное состояние отправляемого личного состава;

в) проверить обеспеченность маршевых рот (команд) положенным обмундированием.

всеми необходимыми документами (красноармейские книжки, аттестаты: вещевой; денежный, продовольственный, акты санитарной обработки, медосмотра и. проверки боевой подготовки маршевых фот);

г) проверить, подготовлены ли в части для эшелона: положенное продовольствие на путь следования (из расчета движения 100- 120 км в сутки), 6-дневный путевой запас (при перевозках на большое расстояние) и  выгрузочный запас на 5 суток;

д) проверить знание должностными лицами, сопровождающими: эшелон, своих обязанностей;

е) разработать совместно с помощником начальника эшелона по политчасти план боевой подготовки и политико-массовой работы в пути следования;

ж) обязать командиров маршевых рот проработать со всеми красноармейцами и сержантами обязанности суточного наряда старших по вагонам;

з) явиться к военному коменданту железнодорожной станции и получить у него план погрузки эшелона и указания по погрузке;

и) ознакомить офицерский состав с организацией и порядком погрузки;

к) назначить суточный наряд;

л) распределить личный состав, продукты и все имущество по вагонам;

м) установить время выступления маршевых рот (команд) на станцию погрузки в соответствии с последовательностью погрузки и проверить их готовность;

н) получить в штабе запасного полка предписания и прочие перевозочные документы для оформления перевозки эшелона.

  1. В день погрузки начальник эшелона обязан:

а) прибыть вместе с дежурным по эшелону, старшими па вагонам, дневальными первой смены, а в зимнее время и с истопниками на станцию погрузки за два- три часа до начала погрузки;

б) доложить военному коменданту о готовности маршевых рот (команд) к погрузке;

в) предъявить начальнику станции перевозочные документы на перевозку эшелона;

г) принять воинские съемные приспособления, оборудование вагонов (доски, фонари, ведра, лестницы или стремянки, а зимой- печи с трубами) и топливо (в зимнее время). В случае отсутствия или неполного оборудования дать заявку военному коменданту на дооборудование. Прием съемного приспособления и оборудования производить по составленной начальником станции сводной вагонной с расписавшись в приеме приспособления и оборудования, оказавшегося налицо. Дубликат описи начальником станции вручается начальнику эшелона;

д) распределить вагоны между маршевыми ротами (командами) и руководить погрузкой людей, имущества и продовольствия в соответствии с установленным планом погрузки;

е) организовать противопожарные мероприятия, обеспечив каждый вагон ведром с водой и песком.

  1. В пути следования начальник эшелона обязан:

а) доставить эшелон в полном составе и в образцовом порядке к месту назначения;

б) всемерно поддерживать в эшелоне твердую дисциплину и четкий внутренний воинский порядок: не допускать: 1) вмешательства личного состава перевозимых маршевых рот (команд) в техническую работу железнодорожного персонала; 2) разведения на путях костров, самовольного захвата дров, шпал, щитов, разборки заборов, хождения без надобности по путям, отправления естественных надобностей вне отхожих мест, проезда на платформах, тормозных площадках, буферах и пр.; 3) торговли бойцов на пристанционных рынках. В случае нарушения общественного порядка принимать необходимые решительные меры пресечения при помощи вооруженной команды из состава своего эшелона или при содействии военного коменданта станции и местных органов милиции;

в) принять все необходимые меры для предотвращения несчастных случаев с личным составом эшелона (запрещение выхода из вагонов до остановки поезда, хождение по железнодорожным путям, своевременная посадка людей в вагоны на станции) и не допускать ни единого случая отставания от эшелона и тем более дезертирства. О самовольно отлучившихся и отставших сообщать со следующей ближайшей станции военному коменданту, а где его нет,- начальнику станции, а также доносить ближайшему военному комиссариату, если дезертировавший происходит из ближайшей к месту отлучки местности, для задержания его;

г) проверять лично и. через дежурного не менее трех раз в сутки несение служба, лицами суточного наряда;

д) заботиться о своевременном и организованном питании личного состава в пути: своевременно давать заявки на приготовление горячей пищи на продпунктах (за 6 часов до прибытия эшелона); следить, чтобы все положенные продукты доходили до бойцов и чтобы они получали в пути кипяток;

е) ежедневно заслушивать доклады командиров маршевых рот о проведении боевой подготовки с личным составом в эшелоне; на длительных остановках проводить с личным составом строевые занятия;

ж) со всеми требованиями, а также за необходимыми справками и разъяснениями обращаться только к военным комендантам, а где их нет,- к начальникам станций. По прибытии эшелона на станцию представляться военному коменданту и докладывать ему о состоянии эшелона и порядке следования. Узнать, сколько времени будет стоять эшелон на станции и только после этого дать указания о порядке выхода из вагонов людей. За 10 минут до отхода поезда отдать приказание для сбора всего личного состава в эшелон (сигнал трубача, свисток паровоза, посыльные, звонок станционного колокола и т. п.);

з) не допускать продажи личным составом эшелона казенных вещей;

и) следить за сохранением военной тайны личным составом эшелона;

к) требовать от комендантов крупных станций проведения санобработки при длительных перевозках и в случаях обнаружения завшивленности среди людей;

л) не допускать перевозки в эшелоне гражданских лиц;

м) в случае перерыва в движении по железной дороге, вследствие снежных заносов, размывов, обвалов, крушений, пожаров и других происшествий на железной дороге, оказывать полное содействие железнодорожной администрации в возобновлении движения назначением людей и средств эшелона на работу;

н) в случае возникновения пожара в поезде во время движения необходимо принять меры к тушению его имеющимися

в вагонах противопожарными средствами (огнетушители, ведра с песком, водой и т. п.) и остановить поезд, для чего: 1) если на вагон повешена сигнальная веревка, то надо сильно тянуть за эту веревку до тех пор, пока не будет услышан свисток с паровоза; 2) если сигнальной веревки нет или она оборвалась, то выставив в сторону из вагона какой- либо предмет, усиленно махать им, пока сигнал не будет замечен кондукторской бригадой или путевым сторожем и поезд не остановится. В крайнем случае, если сигналы не будут замечены, стрелять вверх, пока не будет остановлен поезд. По остановке поезда весь личный состав эшелона использовать для тушения пожара и спасения имущества.

  1. Начальник эшелона по противовоздушной обороне в пути следования обязан:

а) достигнув 300-километровой прифронтовой полосы, а на более важных направлениях 400-километровой прифронтовой полосы, обратиться с просьбой к военному коменданту станции об обеспечении эшелона средствами ПВО (взвод ПВО- орудие и 1- 2 пулемета, или 2- 3 пулемета), имеющимися в распоряжении органов ВОСО;

б) выделить в распоряжение командира взвода ПВО из состава эшелона 2- 6 человек бойцов для усиления постов воздушного наблюдения, размещаемых как правило головного- на тендере паровоза, тыльного- на последней тормозной площадке, промёжуточных- на тормозных площадках крытых вагонов и платформ;

в) объявить всему личному составу эшелона, что при нападении воздушного противника поезд будет продолжать движение с переменной скоростью, категорически запретив выскакивание из вагонов;

г) в случае вынужденного прекращения движения поезда (разбит путь, выведен из строя паровоз и. т.п.) организованно вывести личный состав эшелона из вагонов, рассредоточить и при наличии возможности отвести в места, укрытые от воздушного наблюдения;

д) при докладе военному коменданту о прибытии эшелона на станцию (пункт «ж» параграф 9 Инструкции) получить у него указания, как действовать в случае объявления воздушной тревоги, а где нет военных комендантов, через начальника станции (дежурного по станции) выяснить, будет эшелон выведен со станции в случае воздушной тревоги или нет. Во всех. случаях, когда эшелон по воздушной тревоге остается на территории станции, личный состав эшелона быстро вывести из, вагонов и рассредоточить вблизи станции.

У вагона оставить дневальных и у эшелона караул. После отбоя воздушной тревоги быстро погрузить людей в вагоны. В случае длительной стоянки на станции наметить вблизи территории станции укрытые места, куда может быть выведен личный состав эшелона по воздушной тревоге.

По прибытии эшелона к месту назначения начальник эшелона должен связаться с представителем соответствующего фронта (армии) и сдать маршевые роты (команды) ему по акту.

По освобождении вагонов съемные приспособления и оборудование сдать железнодорожному агенту в присутствии начальника станции по каждому вагону отдельно. При наличии и исправности значащегося по описи приспособления и оборудования получить у начальника станции опись с его распиской. Опись сдать вместе с донесением о прибытии. В недостаче или порче оборудования в описи делается отметка и составляется акт, который направляется командиру части, в подчинении которого состоит начальник эшелона, на предмет взыскания стоимости поврежденного или не оказавшегося оборудования.

  1. По возвращении в свою часть начальник эшелона докладывает командиру части о сдаче эшелона и представляет ему второй экземпляр посвидетельствованного именного списка, акт о сдаче, пополнения, документы о сданных в пути в госпитали больных и оправдательные документы в израсходовании денег и продовольствия, полученных для обеспечения личного состава эшелона.
  2. Заместитель начальника эшелона по политчасти подчиняется начальнику эшелона. Он обязан за один день до отправки эшелона разработать план политико- массовой работы с личным составом эшелона, который представляется на утверждение заместителю командира полка (бригады) по политической части, а также должен получить у начальника штаба запасной (учебной) бригады (части) список на членов ВКП(б), подлежащих отправке в составе маршевых рот (команд), лично ознакомиться с ними и назначить наиболее подготовленных из них руководителями политинформаций и политбесед.
  3. В соответствии с утвержденным планом, заместитель начальника эшелона по политчасти обязан обеспечить:

а) высокое политико- моральное состояние, твердую воинскую дисциплину всего личного состава эшелона;

б) твердый внутренний воинский порядок в эшелоне;

в) систематическое проведение политинформаций и политзанятий по утвержденному плану боевой и политической подготовки, используя в качестве руководителей занятиями парторгов рот и наиболее подготовленных членов ВКП(б) из состава маршевых рот (команд);

г) все мероприятия командования по хозяйственно- материальному и  санитарному обслуживанию эшелона;

д) снабжение эшелона центральными, окружными, армейскими (фронтовыми) и местными газетами через агитпункты при управлениях военных комендантов.

  1. Командир маршевой роты подчиняется начальнику эшелона и его заместителю по политической части. Он обязан:

а) принять на отправляемую роту именной список личного состава роты (команды) по форме: 1) номера по порядку, 2) фамилия, имя и отчество, 3) военное звание, 4) военно- учетная специальность, 5) год рождения, 6) партийность, 7) национальность, 8) образование, 9) основная гражданская специальность, 10) когда, каким РВК и в какой области призван (мобилизован), 11) семейное положение и адрес постоянного жительства семьи, 12) примечание; акт о боевой подготовке и материальном обеспечении, акт о санитарной обработке и медосмотре, аттестаты: вещевой, денежный и продовольственный; продовольствие на путь следования;

б) принять личный состав роты (команды) в строю по списку с личной проверкой каждого, опросив, нет ли больных; обнаруженных больных- просить заменить;

в) при приеме роты проверить наличие у каждого обмундирования, его пригонку, наличие красноармейских книжек, правильность их заполнения, наличие в красноармейских книжках отметок о приеме присяги;

г) доложить командованию о приеме личного состава и документов и немедленно приступить к организации подготовки погрузки, получив указания по организации погрузки (сроки, условия, порядок движения, номера вагонов и др.) у начальника эшелона;

д) назначить и проинструктировать старших по вагонам и суточный наряд, выслав их в распоряжение начальника эшелона на станцию погрузки не позднее, чем за два часа до начала погрузки;

е) лично руководить погрузкой личного состава и имущества. Об окончании погрузки доложить начальнику эшелона и его заместителю по политической части;

ж) при погрузке и в пути следования обеспечить твердый внутренний распорядок, железную воинскую дисциплину и высокое политико- моральное состояние всего личного состава;

з) в пути до сдачи роты по назначению организовать и вести боевую и политическую подготовку, а также обеспечивать питание всего личного состава роты (команды);

и) принимать меры к предотвращению отставаний и дезертирства в пути следования, для чего воспретить выход из вагонов без разрешения. На всех крупных станциях и при длительных остановках как днем, так и ночью посменно со своим помощником обходить и проверять порядок в вагонах своей роты (команды);

к) о случаях дезертирства, самовольной отлучки и о заболевших в пути немедленно докладывать начальнику эшелона;

л) производить ежедневно осмотр на вшивость и в случае завшивленности просить начальника эшелона организовать санобработку на ближайшей узловой станции;

м) строго следить за сохранением военной тайны личным составом роты (команды);

н) сдачу маршевой роты (команды) по прибытии к месту назначения производить по акту;

о) по возвращении в свою часть представить командованию доклад, акт сдачи и отчет о расходе денежных средств и продовольствия.

  1. Помощник командира маршевой роты подчиняется командиру маршевой роты и должен знать свои обязанности в объеме командира маршевой роты. Во время отдыха командира роты он выполняет его обязанности в пути.
  2. Медицинский фельдшер эшелона подчиняется начальнику эшелона и выполняет его приказания. Указания медицинского фельдшера, касающиеся санитарного обеспечения эшелона, подлежат точному и беспрекословному исполнению личным составом эшелона.
  3. До начала и в ходе погрузки медицинский фельдшер обязан:

а) проверить до погрузки, хорошо ли продезинфицированы вагоны в эшелоне и при обнаружении плохой обработки требовать повторной их дезинфекции;

б) проверить доброкачественность продуктов, отпущенных на довольствие эшелона. В случае наличия недоброкачественных продуктов, доложить начальнику эшелона и требовать их замены;

в) проверить санитарное состояние вагона- продсклада, правильность погрузки продуктов и их хранение. в соответствии с санитарными правилами;

г) оборудовать вагон- изолятор санитарно- хозяйственным имуществом;

д) принять предупредительные меры к устранению в процессе погрузки: в зимнее время случаев обмораживания, в летние жаркие дни- случаев солнечного удара;

е) в местах погрузки, неблагополучных в санитарном отношении; принять необходимые меры по предупреждению заболеваний среди личного состава эшелона.

  1. В пути следования медицинский фельдшер обязан:

а) ежедневно обходить все вагоны, проверять их санитарное состояние;

б) организовать амбулаторный прием больных;

в) обеспечить санитарный надзор за питанием в пути: за доброкачественностью питьевой воды и продуктов, за правильностью их хранения;

г) следить самым строжайшим образом за отправлением естественных надобностей личным составом эшелона только в отведенных для этого местах; в случае задержки эшелона на станции свыше четырех часов, требовать от начальника эшелона наряд для рытья ровиков в местах по указанию военного коменданта, которые перед отправлением эшелона засыпаются;

д) подозрительных по заболеванию инфекционными болезнями помещать в вагон- изолятор, а нуждающихся в стационарном лечении, с разрешения командира роты и начальника эшелона, сдавать через военных комендантов в ближайшие по пути следования лечебные учреждения. На сданных больных иметь оправдательные документы от коменданта или лечебного заведения;

е) при обнаружении в эшелоне заболевшего заразной болезнью, как сам заболевший, так и находившиеся с ним люди изолируются, для чего освобождается соседний вагон, люди из него временно распределяются по другим вагонам, а в освободившийся переводятся здоровые люди из вагона, где обнаружен больной; последний остается в том же вагоне. О таком случае начальник эшелона посылает немедленно, телеграмму ближайшему попутному коменданту с просьбой о приготовлении вагона для людей, размещённых по другим вагонам в порядке уплотнения. При первой возможности, заболевший передается в лечебное заведение;

ж) при повторном обнаружении в эшелоне заболевших той же заразной болезнью, они помещаются, до сдачи их в лечебное заведение, в вагон, в котором изолировался первый заболевший, а соприкасавшиеся с заболевшим люди остаются в своих вагонах. Во всех случаях сдачи людей из вагона в лечебные учреждения они снабжаются начальником эшелона санитарным билетом, аттестатами на продовольственное, денежное, вещевое довольствие;

з) тела умерших в пути от несчастного случая или болезни сдаются через военных комендантов для погребения. При этом составляется акт за подписью начальника эшелона, коменданта, а где его нет,- начальника станции и агента транспортного отдела НКВД или милиции;

и) тела умерших в пути от невыясненной болезни изолируются согласно пункту «е», везутся до ближайшей станции, где сдаются в лечебное заведение для вскрытия и погребения;

к) освободившиеся вагоны, в которых находились больные заразными болезнями, а равно тела умерших от невыясненной болезни, отцепляются на ближайшей станции для дезинфекции и заменяются новыми;

л) проводить в пути санитарно- просветительную работу, разъясняя значение санитарных требований, установленных при передвижении по железной дороге.

  1. Санинструктор подчиняется фельдшеру и несет службу по его указанию.
  2. Обязанности суточного наряда
  3. Дежурный по эшелону подчиняется начальнику эшелона и пользуется правами дежурного по части. Ему подчиняются внутренний наряд и старшие по вагонам. Кроме обязанностей, изложенных в уставе внутренней службы, дежурный по эшелону:

а) по указанию начальника эшелона устанавливает посты при остановках;

б) на каждой остановке поезда выходит на платформу, где и находится все время стоянки поезда для наблюдения за порядком

в) как для выхода людей из вагонов на станциях, так и для посадки перед отправлением поезда по указанию начальника эшелона подает сигнал (горнист, свисток паровоза, посыльные и звон станционного колокола);

г) организует наблюдение за недопущением расхищения людьми эшелона железнодорожного имущества, торговли предметами вещевого довольствия;

д) организует наблюдение за порядком при разборе кипятка;

е) на станциях, где назначено довольствие горячей пищей, на продпунктах, выстраивает эшелон и отводит его на продпункт, где и остается до окончания довольствия.

ж) наблюдает, чтобы в поезде не было посторонних лиц;

з) наблюдает за своевременным освещением вагонов и за выдачей топлива (в зимнее время);

и) в случае самовольной отлучки кого- либо из людей эшелона, немедленно докладывает об этом начальнику эшелона;

к) в случае пожара в поезде обязан принять все меры к тушению его и сохранению имущества, для чего организует из людей эшелона команды по тушению пожара и спасения имущества.

  1. Помощник дежурного по эшелону непосредственно подчиняется дежурному по эшелону и исполняет его поручения по дежурству. Вовремя отлучки дежурного по эшелону остается за него при поезде.
  2. Дневальный по вагону в порядке несения службы подчиняется командиру своего подразделения и дежурному по эшелону, а в вагоне с личным составом- и старшему по вагону.

Дневальные назначаются по три человека на вагон и несут службу посменно в течение круглых суток.

Дневальный обязан:

а) не допускать проезда в вагоне не принадлежащих к составу эшелона посторонних лиц и провоза багажа;

б) не выпускать людей из вагона до полной остановки поезда и до подачи установленного сигнала;

в) следить, чтобы после сигнала к посадке все были в вагоне;

г) не допускать, чтобы во время движения поезда люди высовывались из вагона;

д) следить при остановках поезда, чтобы вблизи вагона никто не разводил огня и не отправлял естественных потребностей;

е) в случае самовольной отлучки кого- либо из людей вагона немедленно докладывать старшему в вагоне;

ж) не допускать вблизи загона шума, криков и беспорядка;

з) следить, чтобы как в пути, так и при отправлении поезда в вагоне одна из дверей была плотно закрыта и заперта. На двухпутных участках во время хода поезда должна быть закрыта дверь со стороны соседнего пути;

и) следить за топкой печи (зимой), а также и за освещением вагона;

к) не допускать выноса из вагона казенных вещей и обмундирования без разрешения старшего по вагону;

л) следить, чтобы ведро было наполнено водой (в особенности во время топки печей);

м) подметать и убирать мусор из вагона только в пути;

н) вагон не должен оставаться круглые сутки без наблюдения дневального, для чего между дневальными устанавливается очередь несения службы ночью, при выходе из вагона и т. п.

  1. Старший по вагону в порядке несения службы подчиняется дежурному по эшелону и своему командиру взвода. Старший по вагону назначается из лиц сержантского и ефрейторского состава.

Его приказания, отдаваемые личному составу вагона, подлежат точному и беспрекословному исполнению.

Он обязан:

а) перед посадкой людей в вагон принять по описи, составленной начальником эшелона, все съемные воинские приспособления вагона и следить за целостью и сохранностью их, он является ответственным впредь до их сдачи железнодорожной администрации. Прием и сдача приспособлений производится начальником эшелона в присутствии соответствующего старшего по вагону;

б) руководить посадкой, размещением в вагоне и высадкой на станции выгрузки личного состава вагона;

в) иметь список личного состава, следующего в вагоне, и знать наличие имеющегося в вагоне оружия и боеприпасов;

г) по указанию командира подразделения назначить дневальных в вагоне и следить за их сменой, а также выделить по указанию

дежурного по эшелону красноармейцев для получения пищи, подноса воды, топлива и охраны эшелона на остановках,

д) не допускать, чтобы никто из вагона не выходил без разрешения;

е) иметь постоянное наблюдение за наличием людей своего вагона и после каждой остановки проверять его. В случае самовольной отлучки- на первой же остановке докладывать об этом дежурному по эшелону;

ж) о всех заболевших и об утрате предметов вещевого довольствия на первой же остановке докладывать дежурному по эшелону и командиру подразделения;

з) не допускать проезда в вагоне лиц, не принадлежащих к составу эшелона, и провоза посторонних грузов;

и) наблюдать за порядком и чистотой в вагоне;

к) при следовании в зимних условиях следить за поддержанием истопниками нормальной температуры и соблюдением ими противопожарных правил;

л) по получении указаний о подготовке к выгрузке приказать личному составу одеться и разобрать личные вещи;

м) по указанию начальника эшелона сдать после выгрузки воинские съемные приспособления и вагон в полной чистоте и исправности с потушенной и залитой водой печкой, если перевозка совершается в зимнее время.

Подписал: начальник Управления запасных и учебных частей Главупраформа Красной Армии генерал- майор Красильников. 8 марта 1944 года.

Источник: https://zheleznaya-doroga.ru.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *